Налоговая реформа

Налоговая реформа

 

В преддверии осенних, очередных изменений в налоговом законодательстве многие, с определенной долей сарказма, задаются вопросом: сколько раз необходимо поменять законы и подзаконные нормативные документы, чтоб налоговая реформа состоялась. Что же такое налоговая реформа и почему она никак не происходит?

В нашем понимании налоговая реформа – это приведение всей системы организации сбора налогов к основным принципам налоговой системы государства. В Украине, согласно Налоговому кодексу, установлены такие принципы построения налогового законодательства:

  • обязанность каждого налогоплательщика платить налоги;
  • равенство всех плательщиков перед законом;
  • обязательная ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налогов;
  • фискальная достаточность и экономичность налогообложения;
  • социальная справедливость;
  • нейтральность налогообложения;
  • стабильность;
  • равномерность и удобство уплаты;
  • единый подход к установлению налогов и сборов.

Имея немалый опыт работы с налоговым законодательством, в том числе и опыт участия в судебных «налоговых» процессах, позволим себе дать оценку тому, насколько некоторые принципы соответствуют реалиям взаимоотношений плательщика налогов с Государственной фискальной службой Украины.

 

Обязанность каждого налогоплательщика платить налоги.

 

Пожалуй, на поддержание этого принципа направлено 90% усилий государственных чиновников. Поэтому глупо ждать от них перспективных идей и их воплощения относительно других принципов построения налогового законодательства. Наполнение бюджета -основная задача фискалов, но большой ошибкой является наполнение бюджета через планы сбора налогов, т.к. такой подход изначально не направлен на положительную коммуникацию представителей налоговой службы и плательщика налогов.

 

Равенство всех плательщиков перед законом.

 

Здесь очень важным фактором является эффективность борьбы с коррупцией в рядах фискалов, ведь коррупционные связи должностных лиц с криминалом способствуют развитию так называемых «налоговых ям». За счет потери в налогах, через существующие «налоговые ямы», фискалы ищут источники компенсации и, как правило, находят их в лице честных налогоплательщиков, обращаясь с просьбой к ним, а иногда и требуя, уплаты налогов наперед.

 

Обязательная ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

Считаем, что ответственность за налоговые нарушения была, есть и должна быть. Но проблемой в Украине является очень слабая система упреждения таких нарушений. Нам трудно представить себе ситуацию, когда налоговый инспектор, позвонив на предприятие, напомнит о сроке уплаты налога или акцентирует внимание бухгалтера на изменениях в налоговом законодательстве. Почему-то бухгалтера, в основном, обращаются за разъяснениями законодательства к частным консультантам. Хотя, несомненно, нельзя не отметить положительные изменения в работе представителей «горячей линии» ГФС Украины.

 

Презумпция правомерности решений плательщика налогов.

 

Этот принцип, к сожалению, в Украине не получил необходимого развития. Об этом свидетельствует ничтожно малое количество решений, принятых в пользу плательщика налогов, в ходе административного и судебного обжалований решений налоговых органов, в случае, когда спорная норма права может быть истолкована как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа.

 

Фискальная достаточность и экономичность налогообложения.

 

Фискальная достаточность – сбор налогов с целью достичь сбалансированности расходов бюджета и поступивших налогов. Экономичность налогообложения – это значит, что поступления в бюджет от налогов и сборов должны значительно превышать расходы на их администрирование.

Создается впечатление, что наши законодатели, желая повысить свои рейтинги, готовы уменьшать налоговую нагрузку, но их постоянно преследует страх «разбалансировки» расходов бюджета и доходов в виде налогов и сборов. А разработать эффективную концепцию реформ, к сожалению, пока не удается. Поэтому уменьшение налогов в одной сфере жизнедеятельности человека сопровождается введением новых налогов или увеличении налоговой нагрузки в другой сфере. Отсутствие эффективной концепции и увеличение «неэффективных» расходов наблюдается и в сфере администрирования налогов. Создание ГФС Украины, которая фактически стала правопреемником Министерства доходов и сборов в итоге привело к заявлениям руководства страны о «создании новой Государственной фискальной службы с нуля».

Из положительных моментов в администрировании налогов несомненно следует отметить усилия фискалов в администрировании налога на добавленную стоимость, путем введения НДС счетов.

 

Социальная справедливость.

 

Социальная справедливость в процессе введения налогов и сборов, в основном, сводится к обращению к плательщикам с просьбой «затянуть пояса». Законодатель и фискалы сейчас находятся не в самом лучшем положении, ведь постоянно падающий уровень доходов населения напрямую влияет на поступления доходов в бюджет. А намерения ввести любой дополнительный налог на роскошь не находят конкретной поддержки законодателя.

 

Налоговая реформа или налоговые реформы?

 

Как видим, налоговая реформа не может заключатся исключительно в уменьшении количества налогов или количества государственных служащих ГФС Украины. Налоговая реформа – это комплекс мероприятий в краткосрочной, среднесрочной или длительной перспективе. Считаем, что сейчас обществу требуется не одна реформа и не несколько краткосрочных реформ, а три комплексных, взаимосвязанных, налоговых реформы – краткосрочная налоговая реформа, среднесрочная налоговая реформа и долгосрочная налоговая реформа.